Онлайн не хочу Офлайн… Где будем ставить запятую?

онлайн обучение для детей

Всю весну школьники обучались в дистанционном режиме, и сейчас в сентябре уже уверенно можно сказать, что человек привыкает ко всему. Сначала было, конечно, непросто, сервисы не всегда справлялись с нагрузкой, учителя и дети не привыкли работать на расстоянии. Но так или иначе дистанционное обучение стало уже привычной частью жизни и не так пугает детей и их родителей. О трудностях, с которыми пришлось столкнуться, и лайфхаках в онлайн-пространства рассказала психолог Евгения Бондаренко.

Евгения Бондаренко
Евгения Бондаренко – клинический психолог экзистенциального направления, 
опытный детский и подростковый психолог.

В: Весной дети и их родители прошли своего рода испытание онлайном, как Вы видите эту ситуацию?

О: Да, правда, для многих это было испытание. Чтобы учиться онлайн, нужно обладать очень высоким уровнем самоорганизации. Такой уровень самоорганизации был просто не нужен нашим детям раньше, ведь в системе образования эту функцию выполняют во многом учителя. Когда ты сидишь на уроке в классе, не так-то просто «все пропустить мимо ушей». В онлайн обучении это сделать проще простого — достаточно нажать кнопку или выйти в другую комнату, и ты свободен. Поэтому задача по организации обучения детей легла на родителей. А это колоссальная нагрузка. И это не только время и силы, это и напряжение в детско-родительских отношениях. 

В: Согласна, а если в семье детей двое и больше – проблемы дошкольников и старшеклассников во многом разные. Как по Вашему опыту возраст детей в ситуации такого внезапного перехода на онлайн повлиял на адаптацию к новому формату? 

О: Особенно большие сложности были со старшими детьми. Когда одной из задач подросткового возраста является постепенное отделение от своих взрослых, развитие самостоятельности, а на деле получается, что ситуация требовала от родителей усилить контроль, больше вмешиваться в дела своего ребенка, следить, напоминать. Это было причиной большого количества конфликтов и напряжения в отношениях. Да, и с младшими детьми конфликтов было достаточно, так как произошло смешение ролей. То, что раньше делал учитель — давал задания, контролировал, оценивал, пришлось делать мамам и папам. Отдавая все силы учебе, частенько им не хватало времени просто поиграть, поболтать со своими детьми. Некоторые мои клиенты так и говорили мне: «Наша жизнь превратилась в сплошную учебу, мы ничего больше не успеваем».

В: Как в таком случае Вы советуете помочь детям адаптироваться в новых условиях?

О: Важно помнить, что трудно не только вам, взрослым, но и вашим детям. Во время пандемии все попали в неожиданные условия, произошли изменения, а любые изменения вызывают эмоциональную реакцию. Вынужденное онлайн обучение сопровождалось также тем, что дети утратили что-то, что могло быть очень важно для них — привычную обстановку, возможность общаться с друзьями, школьные события — праздники, выступления, любимые занятия, возможность быть в центре внимания, выделяться, побеждать, достигать. А лишившись чего-то, очень естественно обижаться, злиться, горевать. Поэтому как это ни странно звучит, помощь в адаптации к новому может быть в том, чтобы дать место тем переживаниям, которые возникли как реакция на утрату старого. Это значит признать, что ребенок имеет право страдать, хотеть, чтобы все вернулось на свои места, плакать и злиться, что это не возвращается. Важно слушать его, говорить с ним, «разрешая» чувствовать то, что есть.

В: Какие советы родителям Вы можете дать, если они принимают решение перевести ребёнка на онлайн-формат образования или же частично заменить дополнительные занятия на онлайн (шахматы или английский, например)?

О: Я рекомендую серьезно отнестись к проверке качества интернета и вашего домашнего технического оборудования, так как если во время занятия возникают сбои связи, ребенок теряет внимание, и на возвращение к занятию тратится время. Понятно что совсем предотвратить технические сбои не в наших силах, но минимизировать их важно. Также ребенку легче заниматься за стационарным компьютером или ноутбуком, который труднее переместить, спрятать, чем планшет или телефон. Картинка видеоизображения на компьютере больше, она более стабильна. У меня были случаи, когда ребенок, желая показать мне что-то в ходе консультации, перемещал телефон, а потом долго не мог вернуть его на место, отвлекался и злился на это. 

Организовывая онлайн занятия, родители дают своим детям возможность. И это замечательно. Но важно помнить, что такой формат подходит не всем. Давая ребенку возможность, давайте ему также шанс пробовать, а потом решать подходит это ему или нет.

Так или иначе, использование дистанционных образовательных технологий – это новые возможности коммуникации, новый уровень взаимодействия между учителем и ребёнком, ребёнком и окружающим миром. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. То есть по сути знания уже выступают не как цель, а как способ развития личности. Это позволяет создавать индивидуальные программы для своего ребёнка – сочетать онлайн и офлайн, искать собственный путь.

Выбирайте то, что подходит именно вам, пробуйте, экспериментируйте, всё получится, когда МАМАвТЕМЕ.

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on twitter
Twitter
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on telegram
Telegram

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Оставить комментарий

Выберите занятие по душе!

Более 100 занятий по 15 направлениям от опытных преподавателей!

Последние записи блога

Избранные публикации