«Онлайн» образование против «офлайн» – с весны 2020 года это стало поистине эпическим сражением, что из этого может получиться? Какой формат лучше? А ведь на самом деле лучше тот, который даёт нужный эффект, выполняет свою непосредственную задачу с наименьшими потерями для всех участников процесса. А в каждом индивидуальном случае, для каждого участника онлайн или офлайн-форматов (ребёнка, учителя, родителей, сочувствующих) эффективность и функциональность могут значимо различаться.
Сегодня в рубрике #естьмнение мы попросили Евгению Бондаренко помочь нам разобраться – имеет ли право на существование онлайн образование для детей.
В: На Ваш взгляд, какое будущее у онлайн-образования? Будет ли оно частью существующей системы образования?
О: Я думаю, что онлайн образование уже является частью этой системы. Еще до пандемии существовали интернет порталы с уроками и информацией для тех детей, кто учился дома, или по каким-то причинам не усваивал материал в школе. Мне очень трудно делать прогноз, так как сейчас произошли очень неожиданные вещи. За прошлую весну 100% всех родителей и детей опробовали домашнее обучении на своем опыте. Для многих это было настоящее испытание, но я знаю также, что есть дети, для которых это было спасение — для тех, кто не ужился в коллективе, кто подвергался насмешкам и травле, кого не приняли в новом классе, кому трудно было устанавливать социальные связи, кто испытывал проблемы в общении, у кого более медленный темп усвоения информации, у кого не сложились отношения с учителями. И я думаю, что после прошедшей весны количество тех, кто выберет удаленное образование на постоянной основе увеличится.
В: Евгения, то есть пропала такая аура неизвестности, мы были вынуждены открыть для себя онлайн-формат, который в итоге многим пришёлся по душе?
О: Да, если раньше кто-то из родителей не решался организовать такой формат обучения для своего ребенка, опасаясь непредвиденных сложностей, то теперь они могут опираться на свой опыт, они могут оценить плюсы и минусы, и однозначно будут те, кто скажет: «что же я раньше-то этого не сделал».
В: Как думаете, со временем онлайн-образование сможет полностью заменить традиционный офлайн формат?
О: Я не думаю, что онлайн образование сможет полностью заменить настоящую систему, просто потому, что все мы разные. И есть дети, которым нужно присутствие рядом живого человека, которые очень устают и не могут воспринимать информацию через компьютер. Я это сейчас говорю также исходя из своего профессионального опыта. Весной, когда очные психологические консультации запретили, я пробовала переводить детей, с которыми работала, в онлайн формат. С кем-то мы продолжили успешно работать онлайн, но также были дети, с которыми такая работа оказалась невозможна. Но в то же время в моей практике появились дети, которые живут в маленьких городах и даже поселках, где нет квалифицированной психологической помощи. Их родители стали пробовать организовывать для них онлайн консультации, и есть очень хороший опыт такой работы. То есть онлайн услуги и образование подходит не всем, но делает их очень доступными. При наличии хорошего интернета можно организовать своему ребенку занятия или консультации достойного качества. А это особенно важно для тех, кто живет вдали от больших городов.
Какой из этого можно сделать вывод? Важно понимать реальные потребности своего ребёнка. Недавно в сети наткнулись на любопытные данные – учёные провели эксперимент с участием 325 студентов-второкурсников из трех российских вузов, обучающихся по направлениям «машиностроение» и «строительство». Студентов случайным образом разделили на три группы: одна училась полностью в офлайне, вторая перешла на смешанный формат — посещали семинары очно, а лекции слушали в онлайне, третья весь курс освоила дистанционно. По завершению курсов все студенты сдали итоговые экзамены.
Затем ученые сравнили результаты обучения групп по трем параметрам: уровень освоения дисциплины в ходе прохождения курса, оценки за письменный экзамен, а также удовлетворенность обучением. Выяснилось, что уровень освоения дисциплины не различается во всех трех группах. Но удовлетворенность учебой у онлайн-группы, наоборот, несколько ниже по сравнению с остальными. Но в целом, все обнаруженные различия между результатами групп не существенны, отмечают ученые. Это демонстрирует то, что онлайн-формат может быть альтернативой традиционному, всё зависит от потребностей вас и ваших детей.
Выбирайте то, что подходит именно вам, пробуйте, экспериментируйте, всё получится, когда МАМАвТЕМЕ.