Эксперимент с онлайн-образованием. Версия 2020

na_5c07d9214ed64-1-1

Если в феврале кого угодно из нас спросили бы: “какие занятия онлайн посещают ваши дети”, в лучшем случае мы бы ответили: “какие ещё онлайн занятия? Мы в центр детского творчества по соседству ходим”. Но в последние несколько месяцев привычная жизнь круто изменила свои правила: только что наши дети спокойно посещали самые разные секции, кружки, занятия, ходили в школы и садики – и вдруг нас всех заперли на карантинe. О кружках и секциях приходилось только мечтать – даже просто на улицу было не выйти! Все мы в глубине души были уверены, что это “всего на парочку недель”, искали позитивные стороны в этом положении – а положение-то затянулось и приходилось решать всё острее встававший вопрос с досугом и развитием детей. И уж конечно, именно интернет и онлайн занятия оказались главными спасителями ситуации. К настоящему моменту не осталось родителей, которые не попробовали бы онлайн уроки для детей – как минимум дистанционка в школе всех нас к этому вынудила. И далеко не все остались довольны результатами и процессом.

Картошка или вишня?

Ничего удивительного в этом нет, если представить, что в короткие сроки педагогов заставили срочно перестроиться с привычных и обкатанных схем и форматов на совсем новые. Всё равно, что фермеру, который двадцать лет выращивал картошку, пришлось немедленно заняться выращиванием вишнёвого сада. И мало того, что его постоянные покупатели не очень понимают, зачем это нужно и не очень-то довольны тем, что им предлагают, так ему ещё и в качестве этого нового продукта потерять нельзя, и на то, чтобы набраться аналогичного опыта времени нет. Задача, мягко говоря, трудновыполнимая.

Конечно, сначала онлайн уроки для детей и в школах и вне школьной системы, представляли собой постоянно проваливающуюся то тут, то там систему, которая только прощупывала свой путь: особенно техническая часть подводила (скайп или зум, с камерами или без, и если с камерами, то у кого именно они должны быть, а как обеспечить всех нужными девайсами, а какими это — нужными?). В общем, итог мы помним: бедные учителя в ужасе, несчастные дети в трансе, родители в нервном срыве.

Но знаете, что? Любой переворот с ног на голову – очень полезен для развития.

Эксперимент с онлайн-образованием. Версия 2020

Переворот сознания

Со временем, техника худо-бедно наладилась, дети и учителя попривыкли к тому, что теперь они есть друг у друга на экранах планшетов и компьютеров, родители научились не вмешиваться в учебный процесс, который развернулся прямо у них в доме. И так, оказывается, можно работать! Конечно о полной замене очного образования и речи не идёт. Но как дополнение, как палочка-выручалочка при недостатке времени — детские онлайн занятия — то, чего нам не хватало.

Можно лучше подготовиться к какому-то предмету, не тратя драгоценное время на дорогу, можно занять, развлечь ребёнка прямо дома с помощью профессиональных педагогов, пока родителям необходимо поработать час-другой удалённо. Даже если просто хочется часок посидеть в спокойствии — он-лайн квест для детей позволит вам это. 

Он-лайн лагеря

И здесь особняком стоят он-лайн лагеря. Они представляют собой целую смену — практически полный рабочий день, в течении которого дети будут полностью заняты полезными и весёлыми делами, пока родители заняты своими. Более того, смены, например, наших лагерей составлены так, что ребёнок вовсе не “приклеен” к гаджету: будет у него и время для игры и для творчества и для работы руками и для спортивных переменок. 

Уже испытано и обкатано.

Так что если забыть, что именно сподвигло нас всех обратиться к онлайн урокам для детей, и первые неловкие шаги на их ниве, получится, что у нас всех теперь есть ещё один отличный инструмент для развития и образования наших детей. 

И даже вернувшись к обычной внекарантинной жизни — стоит ли от него отказываться? Теперь этот зверь нам хорошо знаком и вполне дружелюбен. А если хорошо подумать, окажется, что мы и до карантина пользовались форматом онлайна: скайп-конференции на работе и с друзьями, вебинары на разные темы, видео-собеседования. 

Да, не так привычно как офф-лайн, но плюсы-то определённо есть и немалые! Может быть, ребёнку чуть сложнее удержать внимание он-лайн, чем взрослому, но опытный педагог способен это “чуть” убрать. 

Эксперимент с онлайн-образованием. Версия 2020

Чем хороши он-лайн уроки для детей? 

Хотя бы тем, что делают лучших педагогов из разных уголков мира – доступными для всех нас. Тем, что экономят наше время (никуда не нужно ехать). Всегда прекрасно, когда есть выбор. И детские онлайн занятия его только расширяют. 

Сейчас онлайн ещё плотнее вошёл в наш быт. Но так ли это плохо, как казалось в начале пути?

Эксперимент с онлайн-образованием. Версия 2020

Мария Скокова

Преподаватель МАМАвТЕМЕ, актриса и педагог по актерскому мастерству, имеет два высших образования: педагогическое (французский язык) и актерское. Опыт работы с детьми – 4 года. 

…”Очень люблю работать с детьми. Каждая встреча это масса нового, море не поддельных эмоций и детей, и моих. К каждой я готовлюсь, как перед выходом на сцену в театре, и оно того стоит!”

1. Что скажете о концепции он-лайн лагерей в целом? И о лагере для Принцесс в частности?

Начну с того, что он-лайн лагеря появились в результате спроса от родителей – было необходимо развлечь ребёнка в период самоизоляции и карантина. Но несмотря на то, что это время уже прошло, риски заразиться всё ещё высоки, поэтому возникает потребность в безопасном и полезном занятии для ребёнка в он-лайн формате. Он-лайн образование существовало и до карантина, но он-лайн анимация и он-лайн лагеря начали набирать обороты именно в пандемию.
Я считаю, что он-лайн лагерь помимо прочего даёт родителям спокойствие за безопасность ребёнка, уверенность в качестве его досуга.
Для меня он-лайн лагерь стал совершенно новым опытом, потому что я работала с детьми четыре года полностью офф-лайн формате: в развлекательном и образовательном направлениях. И он-лайн формат это, конечно, волнительный новый опыт, который показался мне очень интересным. Во-первых, нашей задачей как команды было сделать смену увлекательной и полезной, во-вторых, создать ребёнку хорошее настроение, дать ощущение коллектива, пусть физически дети друг от друга были далеко. 

2. Все знают, как выглядит день в  обычном городском лагере, а как выглядит день в он-лайн лагере?

Дети собираются у своих девайсов, я как вожатый, спрашиваю как их дела, как прошло их утро. Потом начинаются игровые активности, связанные с тематикой смены. Затем проходит анимация (развлечение) или тематический мастер-класс. Затем следует перерыв, чтобы ребёнок отдохнул и пообедал. Вторая часть снова общение с вожатым, интересная программа: например квест, загадки, игры, анимация или ещё один мастер-класс. Всё это время ребёнок находится у компьютера или планшета, желательно в своей комнате.

3. Какие творческие находки могут быть в таких лагерях? 

На мой взгляд одним из самых удачных решений из множества форматов, которые я тестировала, и которыми занималась офф-лайн, оказались квесты. Они очень хорошо воспринимались детьми. Всем очень понравилось, доходило до восторга: квест это и ролевая игра, и развивает фантазию, и заставляет думать, расследовать дело, исход которого зависит от общей работы. Пусть в он-лайн формате мы не можем что-то потрогать, зато мы можем активно фантазировать и представлять. Он-лайн формат требует больше фантазии, чем офф-лайн: при этом квест оживает более красочно, в него интереснее играть.
Ещё одна отличная находка, сделать виртуальные сертификаты, дипломы для того, чтобы оставить некоторое подтверждение участия в определённой программе, может быть победы в каком-то соревновании. Любой виртуальный диплом можно легко превратить в реальный, распечатав и повесив его на стенку. Это тоже даёт ощущение причастности и реальности после такого нового для ребёнка формата он-лайн. 

4. Есть ли какие-то советы и рекомендации родителям касательно он-лайн лагерей?

Первый совет родителям – если лагерь идёт в первую смену, обязательно нужно дать ребёнку выспаться, чтобы утром он мог быстро войти в режим лагеря. Это всегда сложно и в реальных лагерях, а в формате он-лайна ещё затруднено тем, что ребёнок остаётся у себя дома и двигается довольно мало. Для ребёнка это непросто, и если он не выспался, то сложнее будет преодолеть его плохое настроение, он не сможет долго концентрироваться, а ведь активность в основном предстоит умственная.
Второй совет: как можно меньше рассказывать ребёнку о программе смены, чтобы сработал эффект неожиданности и новизны. Если ребёнок ждёт чего-то конкретного, он может расстроиться, если итог будет не соответствовать его представлениям.
Третий совет: не отвлекать ребёнка во время лагеря, не спрашивать его ни о чём, не пытаться решить текущие проблемы с ним (только в самом крайнем случае), потому что ребёнку сложнее сохранить внимание, особенно когда он понимает, что других детей и вожатого рядом нет. Дайте возможность ребёнку полностью погрузиться в процесс и остаться в нём.

Четвёртый совет: он-лайн лагерь, как и любой другой, предполагает перерыв и необходимо заранее к нему подготовиться – позвать ребёнка на обед, чтобы он переключился и с новыми силами вернулся в лагерь. Иначе ребёнок начнёт отвлекаться и вернуть его внимание очень сложно. 

Каковы были первые шаги ресурса “Мама в теме”? С какими сложностями пришлось столкнуться на старте?

Сначала всегда возникает идея. Моей идеей было создать удобный ресурс, с удобным сервисом и большим выбором, который позволил бы родителям подобрать подходящий вариант онлайн-образования или досуга для ребёнка. И здесь сразу встают две проблемы: создать действительно удобный сервис и сгенерировать действительно большой выбор. И самым сложным было скоординировать эти задачи, выбрать достойных преподавателей и проработать сайт таким образом, чтобы он был максимально удобным для родителей. И сейчас представлен пятый или шестой вариант ресурса. Развитие “Мама в теме” — это постоянный динамический процесс, мы не перестаём тестировать и внедрять новые идеи, смотрим, как это влияет на работу ресурса. Для меня стало важным осознание того, что этот процесс нельзя останавливать, что развитие — это постоянное движение, постоянный вклад в в проект своих ресурсов: времени, знаний, эмоций, души. Мне очень повезло с командой: у нас увлечённые, опытные, подготовленные, мотивированные люди, которые пытаются примерять на себя каждый шаг, каждое улучшение. Делают, как для себя. 

Сегодня мы спросили у одного из наших педагогов Глиняную Дарью о том, как она относится к он-лайн занятиям – какие плюсы и минусы он-лайна она видит как преподаватель. 

Прежде чем опубликовать ответ Дарьи, мы немного расскажем о ней самой:

Дарья ведёт занятие “Несуществующее животное из пластилина”. Глиняная – настоящая фамилия, не псевдоним. 

Я с детства ходила на кружки по лепке из глины. Надписи на моих работах смотрелись забавно: “Кружок “Глиняная игрушка” автор Глиняная Дарья”. 

Дарья училась в разных художественных школах, потому что приходилось постоянно искать подходящее по времени расписание занятий. После школы поступила в университет на специальность “педагогика”. Дарья – дипломированный учитель изобразительного искусства. Как понимаете, в программе было изучение самых разных дисциплин: и изобразительное искусство, и живопись, и рисунок, и композиция, и скульптура.

Закончив университет, Дарья отправилась путешествовать по разным странам, где знакомилась с местными художниками. Хотя иногда встречала соотечественников в неожиданных местах:

В Испании я нашла русского художника, из Сибири, проводила с ним пленэры, училась у него преподавать. В Испании он держит школу для русских детей мигрантов. 

В данный момент Дарья проходит обучение в Британской Высшей Школе Дизайна в Москве по специальности “графический дизайн”. Прошла первый год обучения из двух. 

И вот что Дарья думает о плюсах и минусах он-лайн обучения как педагог:
“Раньше я проводила занятия с детьми, в том числе он-лайн, давая объявления на авито. Там меня нашли “Мама в теме”. 

Опыт он-лайн у меня впервые случился, как у многих, на самоизоляции. Многие знакомые жаловались, что тяжело сидеть с детьми и нужна помощь в том, чтобы их занять. Тогда я начала по-волонтёрски — бесплатно. Просто, чтобы помочь. Я сделала объявление в Инстаграме и ко мне обратилось несколько знакомых, взяли сначала два-три занятия, а потом сами предложили платить за это.

Позже, благодаря сарафанному радио, Авито и Юле, пришло больше людей.
Среди плюсов он-лайн обучения могу назвать удобство: не нужно никуда ездить. 

Ещё один важный плюс: когда я занималась с детьми лично, они видели, что я хорошо рисую и леплю и чаще всего просто просили меня сделать из их материала “так же”. Приходилось объяснять, в чём суть занятия, что я тут чтобы научить их лепить и рисовать, что мы сделаем это вместе, я тут для помощи. В он-лайн у детей не возникает даже мысли об этом — сразу понятно, что со своим кусочком пластилина работать нужно самостоятельно. Здесь же проявляется одна из сложностей он-лайна — нужно понятно объяснить ребёнку, как именно слепить ту или иную вещь. Преподаватель у ребёнка есть только в одной плоскости: на экране, а показывать приходится в объёме. Я специально для он-лайнов купила хорошее оборудование: лампу со штативом, чтобы мои руки были видны и свободны, чтобы подробнейшим образом со всех сторон показать то, что и как мы лепим. Ведь подойти к ребёнку и помочь при он-лайне я не могу. Впрочем, сложность это условная, скорее интересная задача, которая развивает способности педагога.
Среди других сложностей: материалы у ребёнка не всегда совпадают с моими материалами. Например, я люблю лепить из классического советского пластилина, твёрдого. А у детей чаще всего сейчас современный — слишком мягкий. Из него лепить сложно, я пробовала. Поэтому во время рабочего процесса случаются накладки — пока я рассказываю какой-то момент, их пластилин застывает и ребёнок уже не может поправить то, что нужно. Главное обращать внимание до занятия, чтобы материалы совпадали — и всё будет в порядке. Из технических вопросов можно отметить то, что в Зуме немного сложнее удержать внимание учеников на себе, особенно если кто-то из детей в группе задаёт вопрос или перебивает.
В целом, я не могу сказать, хуже он-лайн офф-лайна или лучше. Они просто разные, со своими плюсами и минусами, с разными задачами. Он-лайн мне нравится, хотя личного общения тоже немного не хватает. Я бы занималась и тем и другим способом. 

Как родилась идея создать ресурс, на котором собраны всевозможные детские педагоги и аниматоры?

Дело в том, что у меня есть очаровательная дочка, ей семь лет и в этом сентябре, если всё будет хорошо, она пойдет в школу (скрестила пальцы). Когда мы все так внезапно и почти на три месяца оказались дома на самоизоляции, стало понятно, что мой активный, позитивный и любознательный ребёнок в четырёх стенах чувствует себя крайне некомфортно. Ей остро не хватало и привычных занятий, и общения со своими друзьями по садику и секциям, и каких-то активностей, которые бы развлекали, позволяли узнать что-то новое, и максимально были похожи на то, чем она занималась до изоляции. Но такого количества предложений в начале апреля  просто не было. Все секции и кружки адаптировались как могли. Например, дочь занималась бальными танцами, большое спасибо нашим тренерам, что они еще в конце марта организовали свои занятия он-лайн. Ещё мы обе занимались гимнастикой, но гимнастический центр только к маю предложил он-лайн уроки. Преподаватель по рисованию сделала авторские видеоуроки – это оказалось не так удобно, как он-лайн, но мы всё равно были рады.
И так потихоньку мы стали наполнять и пытаться разнообразить нашу жизнь в четырёх стенах. 

Но надо понимать, что если у дочери закончилась подготовка к школе, и, по большому счёту, досрочно наступили летние каникулы, то у меня продолжалась полноценная работа, только теперь из дома, и никто с меня мои ежедневные обязанности не снимал. Мне нужно было не только обеспечить ребёнку привычный досуг и образовательную деятельность, но и дать себе время, чтобы успевать сделать что-то по работе, что-то по дому, хотя бы минимально: приготовить, убрать. Выяснилось, что мы очень много едим, и квартира очень быстро пачкается, если находиться в ней 24/7, и что маме очень нужно хоть какое-то личное время и пространство, кроме ванной комнаты после отбоя.
Искать вручную онлайн-преподавателей оказалось очень неудобно: каждый раз разбираться в разноплановых сервисах, искать отзывы. Мне важно, чтобы не только сама деятельность была интересна ребёнку, но и преподаватель был квалифицированный. А как об этом узнать? Вот, например, цена занятия 1000 р – а стоит ли оно на самом деле столько? Сразу не поймёшь. Когда я стала сама искать и подбирать досуг для своего ребенка, поняла, что удобный сайт-агрегатор может сильно облегчить жизнь родителям. Мне в тот момент хотелось зайти на один надёжный ресурс, отфильтровать по параметрам те активности, которые подойдут моему ребёнку и не ломать голову над квалификацией педагога — просто посмотреть его рейтинг и отзывы тут же. 

Исходя из наших с дочкой потребностей, я и начала обсуждать с командой проект “Мама в теме”. И сейчас он уже превратился в крупный ресурс, на котором более 100 преподавателей, 15 разных направлений он-лайн занятий для детей от 3 лет, и количество занятий увеличивается с каждым днём. 

За время работы над проектом мы познакомились со множеством интереснейших педагогов – они все очень творческие люди, сами предлагают новые идеи для воплощения, да и мы с командой не перестаём креативить. 

Сейчас один из наших свежих проектов – летний он-лайн лагерь. Как вы думаете, кто стал его первым фанатом? Конечно, моя дочь. Ведь я составляла программу, зная, чем именно любит заниматься она и её подружки. На личном опыте (а мы уже участвовали в нескольких сменах других он-лайн лагерей до того, как открыли свой), я увидела, что сугубо обучение в он-лайне детям далеко не всегда даётся легко. Гораздо легче они воспринимают в подобном формате какой-то творческий, развлекательный процесс. Поэтому наш ZOOMный онлайн-лагерь “Сказочный мир” адаптирован под реальные потребности семилетних девочек — добро пожаловать, вам и вашим принцессам у нас точно понравится. А смена “Пиратский квест” идеальна для активных искателей приключений – мальчиков и девочек. Ещё я заметила, что детям в дистанционном формате бывает трудно выразить себя, раскрыться, быть услышанными. Поэтому мы сделали мини-группы  – не более 5 детей, чтобы обеспечить индивидуальный подход и внимание каждому ребёнку.

Сейчас уже можно гулять, хоть и в масках, наступило долгожданное лето, но ограничения пока ещё есть. Я за эти три месяца для себя поняла, что многие активности в онлайне не хуже, чем очные, можно вполне подтянуть иностранный, позаниматься шахматами или вокалом. Творческие мастер-классы тоже отлично проходят – мы с дочкой пробовали лепить, рисовать, делать аппликации и даже маску Леди Баг. 

Впереди ещё много идей и проектов, но основной наш фокус всегда останется в том, чтобы родителю с нами было удобно, а ребёнку – интересно. 

Про удобство и боль

“Мама, мне скучно!” “Мама, поиграй со мной ещё!” – знакомо? Все мы любим наших драгоценных дочек и сыночков, но иногда у нас просто не хватает сил и фантазии, чтобы занять их. А в идеале ещё и занять с пользой, поспособствовать развитию. Да, мы не супергерои, поэтому прибегаем к помощи профессионалов – педагогов, аниматоров, тренеров. Но как тяжело бывает возить ребёнка по десятку кружков, спортивных и музыкальных школ, студий! Здесь на помощь нам приходит интернет – цифровая эпоха сделала доступной любых педагогов, любые занятия — только кликни мышкой и выйди в Zoom. А благодаря “Маме в теме” больше не нужно утомительно сёрфить поисковики и мучительно размышлять насколько хорош тот или иной преподаватель – специально для удобства мы собрали для вас более ста педагогов в пятнадцати разных направлениях на одном ресурсе: танцы, шахматы, лепка, актёрское мастерство, подготовка к школе и многое другое.
Интересно? Нужно срочно занять непоседу? Переходите на сайт и выбирайте занятие по душе.

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on twitter
Twitter
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on telegram
Telegram

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Оставить комментарий

Выберите занятие по душе!

Более 100 занятий по 15 направлениям от опытных преподавателей!

Последние записи блога

Аврора. Кто это?

Все мы с вами стремимся к гармоничной жизни себя и своих детей. Эта гармония должна проявляться и дома, и на работе, и в отношениях с

Избранные публикации