Если в феврале кого угодно из нас спросили бы: “какие занятия онлайн посещают ваши дети”, в лучшем случае мы бы ответили: “какие ещё онлайн занятия? Мы в центр детского творчества по соседству ходим”. Но в последние несколько месяцев привычная жизнь круто изменила свои правила: только что наши дети спокойно посещали самые разные секции, кружки, занятия, ходили в школы и садики – и вдруг нас всех заперли на карантинe. О кружках и секциях приходилось только мечтать – даже просто на улицу было не выйти! Все мы в глубине души были уверены, что это “всего на парочку недель”, искали позитивные стороны в этом положении – а положение-то затянулось и приходилось решать всё острее встававший вопрос с досугом и развитием детей. И уж конечно, именно интернет и онлайн занятия оказались главными спасителями ситуации. К настоящему моменту не осталось родителей, которые не попробовали бы онлайн уроки для детей – как минимум дистанционка в школе всех нас к этому вынудила. И далеко не все остались довольны результатами и процессом.
Картошка или вишня?
Ничего удивительного в этом нет, если представить, что в короткие сроки педагогов заставили срочно перестроиться с привычных и обкатанных схем и форматов на совсем новые. Всё равно, что фермеру, который двадцать лет выращивал картошку, пришлось немедленно заняться выращиванием вишнёвого сада. И мало того, что его постоянные покупатели не очень понимают, зачем это нужно и не очень-то довольны тем, что им предлагают, так ему ещё и в качестве этого нового продукта потерять нельзя, и на то, чтобы набраться аналогичного опыта времени нет. Задача, мягко говоря, трудновыполнимая.
Конечно, сначала онлайн уроки для детей и в школах и вне школьной системы, представляли собой постоянно проваливающуюся то тут, то там систему, которая только прощупывала свой путь: особенно техническая часть подводила (скайп или зум, с камерами или без, и если с камерами, то у кого именно они должны быть, а как обеспечить всех нужными девайсами, а какими это — нужными?). В общем, итог мы помним: бедные учителя в ужасе, несчастные дети в трансе, родители в нервном срыве.
Но знаете, что? Любой переворот с ног на голову – очень полезен для развития.
Переворот сознания
Со временем, техника худо-бедно наладилась, дети и учителя попривыкли к тому, что теперь они есть друг у друга на экранах планшетов и компьютеров, родители научились не вмешиваться в учебный процесс, который развернулся прямо у них в доме. И так, оказывается, можно работать! Конечно о полной замене очного образования и речи не идёт. Но как дополнение, как палочка-выручалочка при недостатке времени — детские онлайн занятия — то, чего нам не хватало.
Можно лучше подготовиться к какому-то предмету, не тратя драгоценное время на дорогу, можно занять, развлечь ребёнка прямо дома с помощью профессиональных педагогов, пока родителям необходимо поработать час-другой удалённо. Даже если просто хочется часок посидеть в спокойствии — он-лайн квест для детей позволит вам это.
Он-лайн лагеря
И здесь особняком стоят он-лайн лагеря. Они представляют собой целую смену — практически полный рабочий день, в течении которого дети будут полностью заняты полезными и весёлыми делами, пока родители заняты своими. Более того, смены, например, наших лагерей составлены так, что ребёнок вовсе не “приклеен” к гаджету: будет у него и время для игры и для творчества и для работы руками и для спортивных переменок.
Уже испытано и обкатано.
Так что если забыть, что именно сподвигло нас всех обратиться к онлайн урокам для детей, и первые неловкие шаги на их ниве, получится, что у нас всех теперь есть ещё один отличный инструмент для развития и образования наших детей.
И даже вернувшись к обычной внекарантинной жизни — стоит ли от него отказываться? Теперь этот зверь нам хорошо знаком и вполне дружелюбен. А если хорошо подумать, окажется, что мы и до карантина пользовались форматом онлайна: скайп-конференции на работе и с друзьями, вебинары на разные темы, видео-собеседования.
Да, не так привычно как офф-лайн, но плюсы-то определённо есть и немалые! Может быть, ребёнку чуть сложнее удержать внимание он-лайн, чем взрослому, но опытный педагог способен это “чуть” убрать.
Чем хороши он-лайн уроки для детей?
Хотя бы тем, что делают лучших педагогов из разных уголков мира – доступными для всех нас. Тем, что экономят наше время (никуда не нужно ехать). Всегда прекрасно, когда есть выбор. И детские онлайн занятия его только расширяют.
Сейчас онлайн ещё плотнее вошёл в наш быт. Но так ли это плохо, как казалось в начале пути?
Мария Скокова
Преподаватель МАМАвТЕМЕ, актриса и педагог по актерскому мастерству, имеет два высших образования: педагогическое (французский язык) и актерское. Опыт работы с детьми – 4 года.
…”Очень люблю работать с детьми. Каждая встреча это масса нового, море не поддельных эмоций и детей, и моих. К каждой я готовлюсь, как перед выходом на сцену в театре, и оно того стоит!”
1. Что скажете о концепции он-лайн лагерей в целом? И о лагере для Принцесс в частности?
Начну с того, что он-лайн лагеря появились в результате спроса от родителей – было необходимо развлечь ребёнка в период самоизоляции и карантина. Но несмотря на то, что это время уже прошло, риски заразиться всё ещё высоки, поэтому возникает потребность в безопасном и полезном занятии для ребёнка в он-лайн формате. Он-лайн образование существовало и до карантина, но он-лайн анимация и он-лайн лагеря начали набирать обороты именно в пандемию.
Я считаю, что он-лайн лагерь помимо прочего даёт родителям спокойствие за безопасность ребёнка, уверенность в качестве его досуга.
Для меня он-лайн лагерь стал совершенно новым опытом, потому что я работала с детьми четыре года полностью офф-лайн формате: в развлекательном и образовательном направлениях. И он-лайн формат это, конечно, волнительный новый опыт, который показался мне очень интересным. Во-первых, нашей задачей как команды было сделать смену увлекательной и полезной, во-вторых, создать ребёнку хорошее настроение, дать ощущение коллектива, пусть физически дети друг от друга были далеко.
2. Все знают, как выглядит день в обычном городском лагере, а как выглядит день в он-лайн лагере?
Дети собираются у своих девайсов, я как вожатый, спрашиваю как их дела, как прошло их утро. Потом начинаются игровые активности, связанные с тематикой смены. Затем проходит анимация (развлечение) или тематический мастер-класс. Затем следует перерыв, чтобы ребёнок отдохнул и пообедал. Вторая часть снова общение с вожатым, интересная программа: например квест, загадки, игры, анимация или ещё один мастер-класс. Всё это время ребёнок находится у компьютера или планшета, желательно в своей комнате.
3. Какие творческие находки могут быть в таких лагерях?
На мой взгляд одним из самых удачных решений из множества форматов, которые я тестировала, и которыми занималась офф-лайн, оказались квесты. Они очень хорошо воспринимались детьми. Всем очень понравилось, доходило до восторга: квест это и ролевая игра, и развивает фантазию, и заставляет думать, расследовать дело, исход которого зависит от общей работы. Пусть в он-лайн формате мы не можем что-то потрогать, зато мы можем активно фантазировать и представлять. Он-лайн формат требует больше фантазии, чем офф-лайн: при этом квест оживает более красочно, в него интереснее играть.
Ещё одна отличная находка, сделать виртуальные сертификаты, дипломы для того, чтобы оставить некоторое подтверждение участия в определённой программе, может быть победы в каком-то соревновании. Любой виртуальный диплом можно легко превратить в реальный, распечатав и повесив его на стенку. Это тоже даёт ощущение причастности и реальности после такого нового для ребёнка формата он-лайн.
4. Есть ли какие-то советы и рекомендации родителям касательно он-лайн лагерей?
Первый совет родителям – если лагерь идёт в первую смену, обязательно нужно дать ребёнку выспаться, чтобы утром он мог быстро войти в режим лагеря. Это всегда сложно и в реальных лагерях, а в формате он-лайна ещё затруднено тем, что ребёнок остаётся у себя дома и двигается довольно мало. Для ребёнка это непросто, и если он не выспался, то сложнее будет преодолеть его плохое настроение, он не сможет долго концентрироваться, а ведь активность в основном предстоит умственная.
Второй совет: как можно меньше рассказывать ребёнку о программе смены, чтобы сработал эффект неожиданности и новизны. Если ребёнок ждёт чего-то конкретного, он может расстроиться, если итог будет не соответствовать его представлениям.
Третий совет: не отвлекать ребёнка во время лагеря, не спрашивать его ни о чём, не пытаться решить текущие проблемы с ним (только в самом крайнем случае), потому что ребёнку сложнее сохранить внимание, особенно когда он понимает, что других детей и вожатого рядом нет. Дайте возможность ребёнку полностью погрузиться в процесс и остаться в нём.
Четвёртый совет: он-лайн лагерь, как и любой другой, предполагает перерыв и необходимо заранее к нему подготовиться – позвать ребёнка на обед, чтобы он переключился и с новыми силами вернулся в лагерь. Иначе ребёнок начнёт отвлекаться и вернуть его внимание очень сложно.
Каковы были первые шаги ресурса “Мама в теме”? С какими сложностями пришлось столкнуться на старте?
Сначала всегда возникает идея. Моей идеей было создать удобный ресурс, с удобным сервисом и большим выбором, который позволил бы родителям подобрать подходящий вариант онлайн-образования или досуга для ребёнка. И здесь сразу встают две проблемы: создать действительно удобный сервис и сгенерировать действительно большой выбор. И самым сложным было скоординировать эти задачи, выбрать достойных преподавателей и проработать сайт таким образом, чтобы он был максимально удобным для родителей. И сейчас представлен пятый или шестой вариант ресурса. Развитие “Мама в теме” — это постоянный динамический процесс, мы не перестаём тестировать и внедрять новые идеи, смотрим, как это влияет на работу ресурса. Для меня стало важным осознание того, что этот процесс нельзя останавливать, что развитие — это постоянное движение, постоянный вклад в в проект своих ресурсов: времени, знаний, эмоций, души. Мне очень повезло с командой: у нас увлечённые, опытные, подготовленные, мотивированные люди, которые пытаются примерять на себя каждый шаг, каждое улучшение. Делают, как для себя.
Сегодня мы спросили у одного из наших педагогов Глиняную Дарью о том, как она относится к он-лайн занятиям – какие плюсы и минусы он-лайна она видит как преподаватель.
Прежде чем опубликовать ответ Дарьи, мы немного расскажем о ней самой:
Дарья ведёт занятие “Несуществующее животное из пластилина”. Глиняная – настоящая фамилия, не псевдоним.
Я с детства ходила на кружки по лепке из глины. Надписи на моих работах смотрелись забавно: “Кружок “Глиняная игрушка” автор Глиняная Дарья”.
Дарья училась в разных художественных школах, потому что приходилось постоянно искать подходящее по времени расписание занятий. После школы поступила в университет на специальность “педагогика”. Дарья – дипломированный учитель изобразительного искусства. Как понимаете, в программе было изучение самых разных дисциплин: и изобразительное искусство, и живопись, и рисунок, и композиция, и скульптура.
Закончив университет, Дарья отправилась путешествовать по разным странам, где знакомилась с местными художниками. Хотя иногда встречала соотечественников в неожиданных местах:
В Испании я нашла русского художника, из Сибири, проводила с ним пленэры, училась у него преподавать. В Испании он держит школу для русских детей мигрантов.
В данный момент Дарья проходит обучение в Британской Высшей Школе Дизайна в Москве по специальности “графический дизайн”. Прошла первый год обучения из двух.
И вот что Дарья думает о плюсах и минусах он-лайн обучения как педагог:
“Раньше я проводила занятия с детьми, в том числе он-лайн, давая объявления на авито. Там меня нашли “Мама в теме”.
Опыт он-лайн у меня впервые случился, как у многих, на самоизоляции. Многие знакомые жаловались, что тяжело сидеть с детьми и нужна помощь в том, чтобы их занять. Тогда я начала по-волонтёрски — бесплатно. Просто, чтобы помочь. Я сделала объявление в Инстаграме и ко мне обратилось несколько знакомых, взяли сначала два-три занятия, а потом сами предложили платить за это.
Позже, благодаря сарафанному радио, Авито и Юле, пришло больше людей.
Среди плюсов он-лайн обучения могу назвать удобство: не нужно никуда ездить.
Ещё один важный плюс: когда я занималась с детьми лично, они видели, что я хорошо рисую и леплю и чаще всего просто просили меня сделать из их материала “так же”. Приходилось объяснять, в чём суть занятия, что я тут чтобы научить их лепить и рисовать, что мы сделаем это вместе, я тут для помощи. В он-лайн у детей не возникает даже мысли об этом — сразу понятно, что со своим кусочком пластилина работать нужно самостоятельно. Здесь же проявляется одна из сложностей он-лайна — нужно понятно объяснить ребёнку, как именно слепить ту или иную вещь. Преподаватель у ребёнка есть только в одной плоскости: на экране, а показывать приходится в объёме. Я специально для он-лайнов купила хорошее оборудование: лампу со штативом, чтобы мои руки были видны и свободны, чтобы подробнейшим образом со всех сторон показать то, что и как мы лепим. Ведь подойти к ребёнку и помочь при он-лайне я не могу. Впрочем, сложность это условная, скорее интересная задача, которая развивает способности педагога.
Среди других сложностей: материалы у ребёнка не всегда совпадают с моими материалами. Например, я люблю лепить из классического советского пластилина, твёрдого. А у детей чаще всего сейчас современный — слишком мягкий. Из него лепить сложно, я пробовала. Поэтому во время рабочего процесса случаются накладки — пока я рассказываю какой-то момент, их пластилин застывает и ребёнок уже не может поправить то, что нужно. Главное обращать внимание до занятия, чтобы материалы совпадали — и всё будет в порядке. Из технических вопросов можно отметить то, что в Зуме немного сложнее удержать внимание учеников на себе, особенно если кто-то из детей в группе задаёт вопрос или перебивает.
В целом, я не могу сказать, хуже он-лайн офф-лайна или лучше. Они просто разные, со своими плюсами и минусами, с разными задачами. Он-лайн мне нравится, хотя личного общения тоже немного не хватает. Я бы занималась и тем и другим способом.
Как родилась идея создать ресурс, на котором собраны всевозможные детские педагоги и аниматоры?
Дело в том, что у меня есть очаровательная дочка, ей семь лет и в этом сентябре, если всё будет хорошо, она пойдет в школу (скрестила пальцы). Когда мы все так внезапно и почти на три месяца оказались дома на самоизоляции, стало понятно, что мой активный, позитивный и любознательный ребёнок в четырёх стенах чувствует себя крайне некомфортно. Ей остро не хватало и привычных занятий, и общения со своими друзьями по садику и секциям, и каких-то активностей, которые бы развлекали, позволяли узнать что-то новое, и максимально были похожи на то, чем она занималась до изоляции. Но такого количества предложений в начале апреля просто не было. Все секции и кружки адаптировались как могли. Например, дочь занималась бальными танцами, большое спасибо нашим тренерам, что они еще в конце марта организовали свои занятия он-лайн. Ещё мы обе занимались гимнастикой, но гимнастический центр только к маю предложил он-лайн уроки. Преподаватель по рисованию сделала авторские видеоуроки – это оказалось не так удобно, как он-лайн, но мы всё равно были рады.
И так потихоньку мы стали наполнять и пытаться разнообразить нашу жизнь в четырёх стенах.
Но надо понимать, что если у дочери закончилась подготовка к школе, и, по большому счёту, досрочно наступили летние каникулы, то у меня продолжалась полноценная работа, только теперь из дома, и никто с меня мои ежедневные обязанности не снимал. Мне нужно было не только обеспечить ребёнку привычный досуг и образовательную деятельность, но и дать себе время, чтобы успевать сделать что-то по работе, что-то по дому, хотя бы минимально: приготовить, убрать. Выяснилось, что мы очень много едим, и квартира очень быстро пачкается, если находиться в ней 24/7, и что маме очень нужно хоть какое-то личное время и пространство, кроме ванной комнаты после отбоя.
Искать вручную онлайн-преподавателей оказалось очень неудобно: каждый раз разбираться в разноплановых сервисах, искать отзывы. Мне важно, чтобы не только сама деятельность была интересна ребёнку, но и преподаватель был квалифицированный. А как об этом узнать? Вот, например, цена занятия 1000 р – а стоит ли оно на самом деле столько? Сразу не поймёшь. Когда я стала сама искать и подбирать досуг для своего ребенка, поняла, что удобный сайт-агрегатор может сильно облегчить жизнь родителям. Мне в тот момент хотелось зайти на один надёжный ресурс, отфильтровать по параметрам те активности, которые подойдут моему ребёнку и не ломать голову над квалификацией педагога — просто посмотреть его рейтинг и отзывы тут же.
Исходя из наших с дочкой потребностей, я и начала обсуждать с командой проект “Мама в теме”. И сейчас он уже превратился в крупный ресурс, на котором более 100 преподавателей, 15 разных направлений он-лайн занятий для детей от 3 лет, и количество занятий увеличивается с каждым днём.
За время работы над проектом мы познакомились со множеством интереснейших педагогов – они все очень творческие люди, сами предлагают новые идеи для воплощения, да и мы с командой не перестаём креативить.
Сейчас один из наших свежих проектов – летний он-лайн лагерь. Как вы думаете, кто стал его первым фанатом? Конечно, моя дочь. Ведь я составляла программу, зная, чем именно любит заниматься она и её подружки. На личном опыте (а мы уже участвовали в нескольких сменах других он-лайн лагерей до того, как открыли свой), я увидела, что сугубо обучение в он-лайне детям далеко не всегда даётся легко. Гораздо легче они воспринимают в подобном формате какой-то творческий, развлекательный процесс. Поэтому наш ZOOMный онлайн-лагерь “Сказочный мир” адаптирован под реальные потребности семилетних девочек — добро пожаловать, вам и вашим принцессам у нас точно понравится. А смена “Пиратский квест” идеальна для активных искателей приключений – мальчиков и девочек. Ещё я заметила, что детям в дистанционном формате бывает трудно выразить себя, раскрыться, быть услышанными. Поэтому мы сделали мини-группы – не более 5 детей, чтобы обеспечить индивидуальный подход и внимание каждому ребёнку.
Сейчас уже можно гулять, хоть и в масках, наступило долгожданное лето, но ограничения пока ещё есть. Я за эти три месяца для себя поняла, что многие активности в онлайне не хуже, чем очные, можно вполне подтянуть иностранный, позаниматься шахматами или вокалом. Творческие мастер-классы тоже отлично проходят – мы с дочкой пробовали лепить, рисовать, делать аппликации и даже маску Леди Баг.
Впереди ещё много идей и проектов, но основной наш фокус всегда останется в том, чтобы родителю с нами было удобно, а ребёнку – интересно.
Про удобство и боль
“Мама, мне скучно!” “Мама, поиграй со мной ещё!” – знакомо? Все мы любим наших драгоценных дочек и сыночков, но иногда у нас просто не хватает сил и фантазии, чтобы занять их. А в идеале ещё и занять с пользой, поспособствовать развитию. Да, мы не супергерои, поэтому прибегаем к помощи профессионалов – педагогов, аниматоров, тренеров. Но как тяжело бывает возить ребёнка по десятку кружков, спортивных и музыкальных школ, студий! Здесь на помощь нам приходит интернет – цифровая эпоха сделала доступной любых педагогов, любые занятия — только кликни мышкой и выйди в Zoom. А благодаря “Маме в теме” больше не нужно утомительно сёрфить поисковики и мучительно размышлять насколько хорош тот или иной преподаватель – специально для удобства мы собрали для вас более ста педагогов в пятнадцати разных направлениях на одном ресурсе: танцы, шахматы, лепка, актёрское мастерство, подготовка к школе и многое другое.
Интересно? Нужно срочно занять непоседу? Переходите на сайт и выбирайте занятие по душе.