Мы взяли интервью у преподавательницы МАМАвТЕМЕ, Марии Скоковой. Мария — актриса и педагог по актерскому мастерству, имеет два высших образования: педагогическое (французский язык) и актерское. Опыт работы с детьми – 4 года.
Мария подробно рассказала нам, как проходят он-лайн лагеря, дала полезные советы для родителей, которые ещё не пробовали такой формат активности для своих детей.
Что скажете о концепции он-лайн лагерей в целом? И о лагере для Принцесс в частности?
Начну с того, что он-лайн лагеря появились в результате спроса от родителей — было необходимо развлечь ребёнка в период самоизоляции и карантина. Но несмотря на то, что это время уже прошло, риски заразиться всё ещё высоки, поэтому возникает потребность в безопасном и полезном занятии для ребёнка в он-лайн формате. Он-лайн образование существовало и до карантина, но он-лайн анимация и он-лайн лагеря начали набирать обороты именно в пандемию.
Я считаю, что он-лайн лагерь помимо прочего даёт родителям спокойствие за безопасность ребёнка, уверенность в качестве его досуга.
Для меня он-лайн лагерь стал совершенно новым опытом, потому что я работала с детьми четыре года полностью офф-лайн формате: в развлекательном и образовательном направлениях. И он-лайн формат это, конечно, волнительный новый опыт, который показался мне очень интересным. Во-первых, нашей задачей как команды было сделать смену увлекательной и полезной, во-вторых, создать ребёнку хорошее настроение, дать ощущение коллектива, пусть физически дети друг от друга были далеко.
Все знают, как выглядит день в обычном городском лагере, а как выглядит день в он-лайн лагере?
Дети собираются у своих девайсов, я как вожатый, спрашиваю как их дела, как прошло их утро. Потом начинаются игровые активности, связанные с тематикой смены. Затем проходит анимация (развлечение) или тематический мастер-класс. Затем следует перерыв, чтобы ребёнок отдохнул и пообедал. Вторая часть снова общение с вожатым, интересная программа: например квест, загадки, игры, анимация или ещё один мастер-класс. Всё это время ребёнок находится у компьютера или планшета, желательно в своей комнате.
Какие творческие находки могут быть в таких лагерях?
На мой взгляд одним из самых удачных решений из множества форматов, которые я тестировала, и которыми занималась офф-лайн, оказались квесты. Они очень хорошо воспринимались детьми. Всем очень понравилось, доходило до восторга: квест это и ролевая игра, и развивает фантазию, и заставляет думать, расследовать дело, исход которого зависит от общей работы. Пусть в он-лайн формате мы не можем что-то потрогать, зато мы можем активно фантазировать и представлять. Он-лайн формат требует больше фантазии, чем офф-лайн: при этом квест оживает более красочно, в него интереснее играть.
Ещё одна отличная находка, сделать виртуальные сертификаты, дипломы для того, чтобы оставить некоторое подтверждение участия в определённой программе, может быть победы в каком-то соревновании. Любой виртуальный диплом можно легко превратить в реальный, распечатав и повесив его на стенку. Это тоже даёт ощущение причастности и реальности после такого нового для ребёнка формата он-лайн.
Есть ли какие-то советы и рекомендации родителям касательно он-лайн лагерей?
Первый совет родителям – если лагерь идёт в первую смену, обязательно нужно дать ребёнку выспаться, чтобы утром он мог быстро войти в режим лагеря. Это всегда сложно и в реальных лагерях, а в формате он-лайна ещё затруднено тем, что ребёнок остаётся у себя дома и двигается довольно мало. Для ребёнка это непросто, и если он не выспался, то сложнее будет преодолеть его плохое настроение, он не сможет долго концентрироваться, а ведь активность в основном предстоит умственная.
Второй совет: как можно меньше рассказывать ребёнку о программе смены, чтобы сработал эффект неожиданности и новизны. Если ребёнок ждёт чего-то конкретного, он может расстроиться, если итог будет не соответствовать его представлениям.
Третий совет: не отвлекать ребёнка во время лагеря, не спрашивать его ни о чём, не пытаться решить текущие проблемы с ним (только в самом крайнем случае), потому что ребёнку сложнее сохранить внимание, особенно когда он понимает, что других детей и вожатого рядом нет. Дайте возможность ребёнку полностью погрузиться в процесс и остаться в нём.
Четвёртый совет: он-лайн лагерь, как и любой другой, предполагает перерыв и необходимо заранее к нему подготовиться – позвать ребёнка на обед, чтобы он переключился и с новыми силами вернулся в лагерь. Иначе ребёнок начнёт отвлекаться и вернуть его внимание очень сложно.