Новая реальность диктует новые правила жизни. Еще вчера наши дети ходили в школы и детские сады, посещали всевозможные кружки и развивашки, а уже сегодня они сидят дома и не выходят на улицу. Первое, что приходит в голову, это возможность компенсировать дефицит общения и знаний в интернете, то есть заменить очные занятия на онлайн. И это хороший рабочий вариант, но только не стоит воспринимать онлайн, как временное неудобство. Ведь если отступить от темы самоизоляции и вернуться к нашей привычной жизни, такой ли онлайн новый и непонятный?
Думаю, большинство из вас так или иначе уже пробовали онлайн формат и ДО эпидемии: видео-конференции по работе, вебинары по кулинарии (например), скайп с родными. Вспомнили? Немного непривычно, но есть и свои плюсы. Взрослому человеку легче перестроиться, так как он осознаёт неотвратимость происходящего. Ребёнку сложнее объяснить, почему теперь мы должны заниматься из дома. Но так или иначе, онлайн коммуникация прочно входит в нашу жизнь.
Что нужно учесть, чтобы онлайн занятия проходили с пользой для вашего ребёнка?
1 - Подготовка
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ. Цели онлайн занятий могут быть разными, это не всегда сугубо образовательный процесс. Поэтому Вы сами или вместе с ребёнком должны определиться, что конкретно хотите получить в итоге этих занятий. Постарайтесь максимально честно ответить себе на этот вопрос, и услышать своего ребёнка. Разумеется, со временем цели можно и даже нужно пересматривать, но делайте это также совместно с ребёнком, он должен заранее знать, что требования к нему изменятся. Не забудьте перед занятием обсудить выбранные цели с преподавателем, так он сможет персонализировать контент именно под Ваши потребности.
Какие чаще всего бывают цели:
- Гармоничное развитие ребёнка. Это наиболее распространённый вариант для большинства родителей. Привлекательность онлайн занятий очевидна – никуда возить не нужно, стоимость обычно дешевле очных занятий. Цели ясны – достижение результатов обучения по выбранным направлениям. Есть нюанс – часто подобные занятия требуют от ребёнка высокой концентрации и сопровождаются домашним заданием. То есть Вы должны быть готовы участвовать в процессе как минимум с контролирующей функцией.
- Компенсация привычных очных занятий. Это ситуативная самоизоляционная история для детей и родителей сейчас. Цель таких занятий – временно решить вопрос досуга, так как жизнь “ДО” была наполнена какими-либо активностями, хочется, чтобы в карантине ребёнок не “обнулился”, забыв всё, что умел раньше.
- Ребёнку скучно, не хватает общения. Важно понимать, что выбор занятий в таком случае будет направлен не столько на образовательный процесс, сколько на удовольствие. Выберите мастер-класс, анимацию, активные занятия. Цель в этом случае будет больше развлечь, чем научить. И родителю важно понимать это “на берегу”, чтобы ожидания от занятия/преподавателя для Вас и для ребёнка оправдались.
- Мама просто устала, или маме нужно срочно занять ребёнка. Для многих из нас изоляция дома стала настоящим испытанием, когда домашние и дети, наконец-то, дорвались до маминого внимания, а у мамы плюсом к домашним обязанностям добавилась дистанционная работа. Целью будет просто занять ребёнка на час. Ожидания – чтобы ребёнку было достаточно интересно, понравилось, а при этом мама смогла уделить время своим нуждам. В этом случае стоит задуматься о регулярности таких онлайн передышек – Вам будет значительно комфортнее планировать свои будни, если точно знать, что ежедневно Вы будете становиться счастливой обладательницей ЦЕЛОГО ЧАСА тишины.
- Ребёнок активный, ему не хватает нагрузки. Как это обычно выглядит? Моя бабушка называла это состояние “полезла дичь”, когда ребёнок носится по квартире, круша всё, что плохо прибито. Цель онлайн занятий в том, чтобы ребёнок устал физически, потратил энергию.
Самые частые ошибки:
- Вы выбрали развлекательные цели занятий для ребёнка, а через некоторое время начинаете ожидать образовательный результат (и от ребёнка, и от преподавателя). Возникает конфликт несоответствия ожидание/реальность.
- Вы выбрали образовательные цели занятий для ребёнка, но не готовы были, когда это потребовалось, помогать и контролировать. Весьма вероятно, что эффективность занятий будет ниже, чем Вы ожидали.
- Вы выбрали образовательные цели занятий для активного непоседы, который и так ограничен в движении в изоляции. Ну тут кто не спрятался – я не виноват, и у Вас, и у преподавателя седых волос может прибавиться.
ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТИЯ. Вот Вы определились с целями, настало время выбрать, чем именно будет заниматься ребёнок. Мы рекомендует отталкиваться от предпочтений самого ребёнка, и выбирать занятие в рамках поставленной ранее цели. На нашем сайте mama-v-teme.ru Вы можете выбрать четыре основных направления: активные занятия, занятия за столом, развлечения и обучение. Онлайн занятия могут дать хороший опыт не только в тех областях, которые вы с ребёнком уже пробовали раньше, но и в новых направлениях, которые возможно давно хотели попробовать. Экспериментируйте!
ВЫБОР ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Для эффективности онлайн занятий (также, как и для очных) крайне важен выбор преподавателя. Допустим, Вы уже определились с целью занятий, выбрали на сайте mama-v-teme.ru интересующее Вас направление (например, занятия за столом), ввели возраст ребёнка и какие-либо другие критерии по фильтрам – в итоге перед Вами перечень анкет преподавателей, готовых предоставить Вам выбранную услугу. На что нужно обращать внимание кроме стоимости занятия: отзывы (звёзды), опыт и квалификация (смотрим в анкету). Внимательно прочитайте описание занятия, обратите внимание на уровень сложности и необходимые дополнительные материалы.
Ну вот и всё, в добрый путь!
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ОНЛАЙН ФОРМАТУ. Принципиальное отличие онлайн занятий не только в дистанции между ребёнком и преподавателем, Ваш ребёнок находится дома в расслабленном состоянии, ему бывает сложно настроиться на серьёзный лад. Покажите и объясните, как именно будет проходить занятие: где будет сам ребёнок, куда смотреть, где будет преподаватель, что получится по итогам занятия (если применимо). С младшими детьми отлично работает тестовое подключение – можете разойтись по разным комнатам и позвонить друг другу по FaceTime, Skype или ZOOM, особенно в первый раз это вызывает полный восторг у детей. Важно объяснить ребёнку, что с другой стороны планшета находится живой человек, а не вымышленный персонаж из сказки, как в телевизоре. Будьте готовы к тому, что первое занятие Вам стоит быть рядом, чтобы ребёнок почувствовал себя увереннее. Если мы говорим о школьнике, то тут стоит напомнить ребёнку, что это урок, а значит правила поведения, как на обычном школьном уроке.
2 - Организация процесса
РАБОЧЕЕ МЕСТО. Если Вы выбрали занятия за столом, то ориентируйтесь на правила подготовки рабочего места школьника: свободный от посторонних предметов стол, удобный стул, комфортный свет. Не желательно заниматься с компьютером или планшетом, лёжа на диване или на полу. Заранее приготовьте стакан воды, но от снеков и перекуса во время занятия стоит отказаться. Важна одежда, в которой ребёнок занимается. Разумеется, если речь идёт о красках и пластилине, лучше использовать фартук или одежду из категории “не жалко”. В любом случае домашняя пижама не подходит. Если Вы выбрали активное занятие или анимацию, то ребёнку понадобится достаточное пространство и удобная одежда (предпочтительно хлопок), про обувь лучше уточнить у преподавателя. При выборе занятия на нашем сайте обращайте внимание на графу “что дополнительно понадобится для занятия”, всё указанное стоит заранее подготовить. Отдельно обратите внимание на волосы. Не все девочки любят аккуратные причёски, но Вам потом точно не захочется доставать из волос пластилин и отмывать гуашь от косичек.
ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ. Вы получите ссылку на трансляцию до занятия (не позднее, чем за 10-15 минут). Таким образом, Вы сможете протестировать подключение заранее, настроить звук, удобно установить устройство, с которого ребёнок будет смотреть трансляцию. Детям старшего возраста можно доверить этот процесс – часто они справляются с этой задачей самостоятельно быстрее и эффективнее многих из нас))) Можно использовать отдельные наушники и микрофон, это полезное, но не обязательное дополнение к занятиям онлайн.
Ещё момент, техника иногда может подводить, что-то может ломаться, интернет может пропасть – относитесь к этому без паники. Дети очень чувствительны к родительской панике. Всегда можно связаться с нами и с преподавателем в Вашем Личном кабинете, и мы совместно решим проблему.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ. Не стоит планировать занятия на время, когда ребёнок еще толком не проснулся (рано утром) или уже устал (поздний вечер). Если Вы запланировали несколько занятий, то перерыв между ними должен быть минимум 20-30 минут. Заранее покормите ребёнка. Если для занятия требуется форма, то переодевание тоже нужно организовать до начала занятия. С малышами важно проговорить возможность выйти в туалет, если это потребуется, и это тоже стоит сделать заранее.
К-КОНЦЕНТРАЦИЯ! Существует проверенное временем и опытом правило: всё, что может отвлечь, отвлекает. Это касается не только рабочего пространства, в группу отвлекающих факторов попадают громкие звуки (телевизор/ пылесос/ телефон/ открытое окно и шум улицы), родственники и домашние животные. Если очень хочется, то можно познакомить преподавателя с любимым котом/собакой/морской свинкой в конце занятия. По опыту, на животных дети отвлекаются мгновенно, как на своих, так и на чужих.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА. Мы все понимаем, что онлайн формат прочно входит в нашу жизнь и с каждым годом становится всё популярнее. Ребёнку в любом случае будет полезно с ним познакомиться хоть в игровом, хоть в образовательном формате. У нас (взрослых) есть свои критерии оценки эффективности подобных активностей, но мы рекомендуем обращать больше внимания на мнение Вашего ребёнка. Обязательно спросите, как по его мнению прошло занятие (даже если Вы сидели рядом). Не стоит задавать закрытые вопросы, начните с открытых, например: “Что тебе сегодня особенно понравилось/не понравилось в тренировке по гимнастике?” , “Что нового ты сегодня узнала во время урока английского?”, “Что было самое сложное/весёлое/интересное во время занятия по лепке?” или “Что бы ты хотел рассказать папе/бабушке/сестре/друзьям про свой шахматный клуб?”
Если в ходе занятия дети делали что-то руками, интересуйтесь идеей, процессом изготовления и прочим, например: “Что это за деталь, как конкретно ты это сделал? Можешь показать?” или “Ого! Я и не представляла, что из бумаги можно сделать такие чудесные цветы! Давай сфотографируем и отправим бабушке!” Проявите неподдельный интерес, это однозначно сблизит вас и поможет лучше понимать друг друга.
ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ. Часто занятия онлайн открывают новые возможности. Правы те, кто говорят, что мы уже не будем прежними, какими были до вируса. А раз онлайн – это неизбежность, то встретьте её с позитивом вместо настороженности, почувствуйте себя обладателем смартфона в век пейджеров. Составьте собственное впечатление об этом формате на основе личного опыта, пробуйте, ищите своё.
А мы будем стараться сделать этот путь понятным и вдохновляющим!
Команда mama-v-teme.